Главная | Список записей | |
№70 Мученик науки. (запись от 03.03.2004) | ||||
Вот так я сижу по вечерам и изучаю картографию. Примерно так же я сижу когда изучаю прокладку курса и НБЖС (Наставления по Борьбе за Живучесть Судна).
Прокладка курса дело не легкое. Может показаться что «Дайте мне компас, и я обогну земной шар!», но это всё иллюзии. На самом деле при прокладке курса надо учитывать кучу всяких поправок. Но не тех поправок, которые поправки. А тех, которые применяются к поправкам, которые используются, чтобы поправить вносимые поправки. Возникает мысль, что поправка к поправке уже оказывает исчезающее малое влияние на курс, чтобы применять к ней еще какие либо поправки. Но это не так. Например, берем курс на север. Наша скорость 3 узла (вполне реально при небыстром ветре). Простой человек пойдет на мостик, и будет рулить на север. Через 3 часа он надеется доплыть до дома (а дом всего то в 3 милях). А пока человек рулит, мы начинаем считать. Во-первых, магнитное отклонение: это такой прикол, когда компас показывает не совсем туда, где север. Причем сила этого прикола зависит от того, где вы находитесь. На Антигуа, например, компас(любой) врет на 14 градусов в большую сторону. Т.е. наш капитан уже не будет дома через 3 часа. Во-вторых: магнитное склонение (не путать с отклонением) это погрешность, связанная с тем, что лодка содержит в себе кучу металлического лома (типа не работающих двигателя, рации и т.п.) и оно зависит от того, куда ты плывёшь. Например, если плывёшь на север, компас может и не врать, но когда плывёшь на восток, он начинает потихоньку (чтобы ты не заметил) привирать градуса так на 2-3… А потом ты поворачиваешь на запад и он опять себе на уме… Выяснить как именно он будет врать на твоей лодке можно только экспериментом. И записать, потом, результаты эксперимента в табличку и пользоваться этой табличкой каждый раз. Так что давайте, скажем, что наш капитан ошибается уже на 16 градусов (а дома суп стынет). Потом ветер. Подлюга… Мы рулим на север, а он дует с запада. И в итоге мы приплывем на 7-10 градусов восточнее. Мы рассматриваем самый угрюмый вариант и считаем что капитан ошибается уже на 25 градусов (а жена ждет). Но это всё фигня… Самое жестокое это течение. Оно в течение суток может два раза менять своё направление и скорость в переделах 10 узлов! На Карибах такого не бывает. У нас всего в пределах 3 узлов (как раз скорость лодки хе.. хе..) Зависит это от луны и от основных направлений течений. На Антиге(и всех Карибах) главный поток идет с востока на запад со скоростью 1.5 узла. В зависимости от фазы луны и времени суток поток может быть вплоть до 3 узлов или останавливаться вовсе. Так что погрешность можно смело увеличивать на 45 градусов (если скорость лодки равна погрешности в учете скорости течения, то получаем треугольник с углом 45). Итого: получаем 70 (45+25) градусов не в ту сторону (а жена уже береговую охрану вызвала)! Не туда поплыл наш капитан....Не туда... Там куда он поплыл его не ждет жена, а лишь острые рифы и десяток затонувших кораблей. Через несколько дней, волнами, на безлюдный берег, вынесет обломок мачты. А капитана даже и не найдут. А всё потому, что он плохо учился своей капитанской школе. Такая вот грустная история.
Постскриптум: Я даже не буду здесь затрагивать технологию расчета течний. Именно там возникают те самые
поправки к поправкам, которые надо поправлять. Иначе абзац и всё пропало. |